понедельник, 15 января 2018 г.

Проморгали гимнастику? Будем делать пальминг!


В отличие от ДОУ для детей с нарушением зрения, где воспитанникам оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, в нашем детском саду не проводится лечебная работа, и в связи с этим, на нас, педагогов, и на родителей ложится еще более серьезная ответственность за здоровье детских глаз. 
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которую мы проводим по нескольку раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Можно проводить гимнастику и в бытовой, и в игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями, но при этом больше - не значит полезнее, ведь нужно соблюдать определенные правила...

Гимнастику для глаз мы проводим фронтально (сразу со всеми детьми) или индивидуально.
Рекомендуют следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

      §   вправо-влево;
§   вверх-вниз;
§   далеко-близко (удалять и приближать предмет);
§   по кругу - слева-направо;
§   по диагонали - снизу-вверх;
§   по диагонали - сверху-вниз. 
[Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое
пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной - СПб.: Образование, 1995]

Зная эти основные упражнения, мы можем проводить с детьми данную гимнастику для глаз в разных формах, но не более 3-х раз в день: 









  • с использованием настенных тренажеров (с лазерной указкой и без нее);
  • с переключением внимания детей с предмета на предмет (в группе и на прогулке);
  •  с проговариванием направлений движения глаз;
  • в стихотворной форме (с показом предмета для слежения за ним глазами).

  Предмет показываем чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. 
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляем в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Предмет должен быть крупным, ярким, не очень большим.
Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. 
Отмечаем старание, желание и результаты детей. 













Или используем комплекс, который выполняется также не более трех раз в день - комплекс укрепляющих упражнений профессора В. Г. Жданова  для глазных мышц. 
Выполняем, сняв очки, только глазами, голова неподвижна:
  1. Моргание: направлено на максимальное расслабление и должно быть легким, без зажмуривания. Далее оно будет встречаться во всех остальных упражнениях.
  2. Глаза вверх и вниз: делается в течение 5 сек, потом моргание.
  3. Влево и вправо. Выполняется в 5 сек., затем моргание.
  4. Диагональные движения. Влево и вверх, дальше влево и вниз, делаем 5 раз. Моргание. Вправо и вверх, следом вправо и вниз 5 раз, моргаем.
  5. Рисуем прямоугольник начиная с правой боковой стороны. Моргаем. Описываем фигуру в обратном направлении.
  6. Циферблат. Представьте себе часы с основанием стрелок у вашей переносицы. Делаем круговые движения глазами от 12 до 12 часов по ходу стрелки. Так идем через всю окружность. Делаем моргание, затем идем в обратном направлении. В заключение опять моргаем.
  7. Зигзаг или змейка. Мысленно глазами рисуем змейку. Затем следуем в обратном направлении. Завершаем морганием.
Внимание: данный комплекс упражнений противопоказан в течение полугода после операции на глазах.

В основе глазной гимнастики профессора В. Г. Жданова  – способ доктора У. Бейтса. 
Суть самой методики проста – создание баланса подвижности глазных мышц, расслабление слишком напряженных и укрепление слабых.


По нескольку раз в течение дня, без вреда - только с пользой для глаз, мы используем упражнение  "Пальминг". Оно выполняется также без очков и помогает снять напряжение, расслабить мышцы:
  • Хорошенько потрите ладони до появления тепла.
  • Положите руки на глаза так, чтобы они были закрыты, а нос оставался свободным и легко мог дышать (одна рука накрывает другую под прямым углом).
  • Пальцы сомкните, чтобы свет не пробивался сквозь ладони.
  • Закройте глаза и посидите так несколько минут. Тело и руки должны быть расслаблены.
  • Думайте о чем-нибудь хорошем, помогут приятные воспоминания. Задержите их в зрительном образе.
  • Правильно выходим из пальминга: выпрямите спину, под ладонями слега зажмурьтесь (несколько раз). Затем отнимите руки от лица, с закрытыми глазами плавно покачайте головой вверх и вниз, затем справа налево. Немного потрите их кулаком и, открыв их, часто поморгайте. Все.
Иногда для проведения гимнастик для глаз мы  используем технические средства обучения, показывая детям движение предмета на экране. Детям нравится следить за движущимися картинками, но мы этим не злоупотребляем.

Тифлопедагог В.З Денискина пишет, что, готовя детей к школе, важно научить их самостоятельно, с помощью различных упражнений, снимать свое зрительное утомление. Поэтому мы и используем разные формы гимнастик: ведь в школе может не быть, например, настенного тренажера.

А значит, в детском саду мы должны научить ребенка, что называется, брать здоровье своих глаз в свои руки - развить привычку самостоятельно выполнять пальминг и использовать для своих упражнений особенности окружающей обстановки.
Еще о гимнастиках для глаз смотрите: "Глазки, на зарядку!".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...